Показано, что невозможно стать хорошим учителем, не ставя перед собой задачи исследовательской работы. В.А. Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы ваш труд не стал тяжелой повинностью и скукой, а приносил радость творчества, идите сами и ведите своих учеников по дороге исследования».
Исследовательская работа предполагает умение работать самостоятельно.
В основе организации самостоятельной работы студентов должен лежать комплексный подход, охватывающий организационное, методическое, информационное, контролирующее направления, содержание которых рассмотрено ниже.
1. Разработка методического обеспечения должна включать:
• создание чёткой программы самостоятельной работы по данному предмету, включающей перечень тем и разделов, рекомендаций к их изучению;
• рекомендуемые библиографические источники, учебную и научную литературу;
• вопросы для самоконтроля эффективности подготовки, указание чётких сроков выполнения самоподготовки и отчёта по ней.
2. Организация информационного обеспечения призвана обеспечить ознакомление студентов с имеющимися в городе доступными источниками информации, подготовить доступ студентов к этим источникам, в том числе возможность работы в сети Интернет, формирование электронных баз данных по темам самостоятельной работы на кафедрах и библиотеке ВУЗа. В областях различных наук объем накопленной в мире информации весьма обширен, поэтому студент должен получить чёткие задачи и направления поиска, научиться отбирать нужную информацию.
3. Повышение мотивации студентов к самостоятельной работе может быть достигнуто путём разъяснения значимости изучаемых разделов для будущей практической деятельности, для профессионального и карьерного роста, повышения конкурентоспособности при трудоустройстве, формирования специального мышления при решении профессиональных задач.
4. Ведущий курс преподаватель должен обеспечить эффективный контроль над самостоятельной работой студентов.
Успех самостоятельной работы студентов определяется в равной мере тремя участниками учебного процесса:
|